28 дней спустя вики
Advertisement

28 дней спустя (англ. 28 Days Later) — британский постапокалиптический фильм ужасов 2002 года режиссера Дэнни Бойла. В фильме по сценарию Алекса Гарленда снялись Киллиан Мёрфи, Наоми Харрис, Ноа Хантли, Кристофер Экклстон, Брендан Глисон и Меган Бернс. Действие фильма происходит в Великобритании, сразу после начала 21-го века, и повествует о распаде общества после случайного выброса очень заразного вируса. В центре внимания - борьба четырёх выживших с разрушением жизни, которую они когда-то знали.

Фильм, имевший коммерческий и критический успех, широко известен тем, что возродил жанр зомби и представил быстрых зомби. Фильм породил сиквел 2007 года «28 недель спустя», а также графический роман «28 дней спустя: Последствия» и одноименную серию комиксов.

Сюжет[]

Группа «зелёных» экстремистов вторгается в лабораторию Кембриджа, где проводились испытания вируса «Ярость». В ходе непродолжительной драки с учёным они вскрыли одну клетку с заражённой обезьяной шимпанзе. Обезьяна кусает экстремистку, инфекция мгновенно поражает её организм, и она нападает на остальных экстремистов и учёного. Так начинается эпидемия в Британии.

Через 28 дней главный герой — Джим — выходит из долгой комы, оказавшись в покинутой всеми больнице. Джим спускается на первый этаж и убеждается, что город Лондон находится в запустении, повсюду видны последствия массовых беспорядков и хаоса. Джим натыкается на газету, где написано: «Эвакуация. Жители покидают Лондон».

Джим пытается найти убежище в церкви, но подвергается нападению заражённых.

Выжившие по имени Селина и Марк спасают Джима от инфицированных и ведут его в своё укрытие. Они рассказывают что в ходе 4-х недельной эпидемии вся Англия заполнилась заражёнными, которые жаждут крови неинфицированных. На следующий день Джим и его друзья идут к нему домой и обнаруживают тела родителей Джима, которые совершили самоубийство, выпив снотворного. Герои решают заночевать в доме, поскольку передвигаться по городу ночью очень опасно. Джим зажигает свет, привлекая внимание своих заражённых соседей — мистера Бриджес со своей дочерью. Марк убивает зомби, но один успевает укусить его за руку. Селина убивает шокированного Марка и объясняет Джиму, что для превращения в зомби достаточно 20 секунд.

Идя на световой сигнал, Джим и Селина находят убежище у двоих выживших — Фрэнка и его дочери Ханны. Они слышат радиообращение, сделанное группой солдат из заставы близ Манчестера, с призывом к выжившим присоединиться к ним, и покидают Лондон, чтобы примкнуть к военным. Они добираются до заставы, но теряют случайно заразившегося Фрэнка. Застрелившие его военные увозят выживших в уединённое поместье, где укрепилась группа солдат под командованием майора Веста. Офицер предлагает группе спасшихся поселиться вместе с ними и ждать, пока все заражённые погибнут от голода, так как приём пищи их совершенно не интересует. Дружелюбный майор проводит для Джима экскурсию по особняку. Между Селиной и Джимом начинаются романтические отношения. Позднее герои понимают, что угодили в чудовищную ловушку: обещание солдат, что у них есть вакцина, оказывается ложным, они хотели заманить в своё убежище женщин, чтобы сделать из них секс-рабынь. Джим решает немедленно покинуть убежище. Попытка бегства не удаётся, Джима и сержанта, пытавшегося их защитить, отводят в лес, чтобы расстрелять. В ходе ожесточённого спора двух солдат Джиму удаётся бежать, а сержанта убивают на месте. Прячась в лесу, Джим замечает пролетающий авиалайнер — в ожидании расстрела сержант высказывал предположение, что в мире продолжается жизнь, а Британские острова взяты в карантин.

Джим устраивает на аванпосту ложную тревогу в надежде выманить нескольких солдат из особняка. Затея удаётся, и Джим получает оружие и транспорт, убив одного из них. Майор, отрезанный от подчинённых, пытается вернуться в убежище пешком.

Джим возвращается в укрепление и освобождает Почтальона — заразившегося солдата, которого его товарищи держали на цепи. Почтальон заражает ещё одного солдата по имени Клифтон, и двое инфицированных истребляют своих бывших товарищей. Выживших добивает Джим.

Джим освобождает женщин, все трое хотят уехать на машине Фрэнка. Вернувшийся майор Вест ранит Джима выстрелом, совершая месть за погибших товарищей, но Ханна подставляет майора под атаку Почтальона и Клифтона.

Проходит ещё 28 дней, заражённые погибают от истощения. Джим, Селина и Ханна нашли убежище вдали от городов. Из простыней, занавесок и даже одежды они сшили огромные буквы, составляющие слово «HELLO» («ПРИВЕТ»), и, услышав пролетающий неподалёку самолёт, едва успевают выложить на поле последнюю букву.

Актёрский состав[]

На DVD режиссёр Бойл объясняет, что для сохранения способности не верить в происходящее в фильме были задействованы относительно неизвестные актёры. Исполнитель главной роли Киллиан Мёрфи в то время снимался в основном в небольших независимых фильмах, а исполнительница главной женской роли Наоми Харрис снималась на британском телевидении в детстве. Однако актеры Кристофер Экклстон и Брендан Глисон были довольно известными характерными актерами. Экклстон, получивший большую известность благодаря роли Девятого Доктора в сериале «Доктор Кто» 2005 года, уже снимался в таких фильмах, как «Другие», «Угнать за 60 секунд», «eXistenZ» и «Неглубокая могила» (ещё один фильм режиссера Бойла). Глисон также снялся в нескольких фильмах, включая «Храброе сердце», «Лейк-Плэсид» и «Генерал».

Актёр Роль
Киллиан Мёрфи Джим
Наоми Харрис Селена
Кристофер Экклстон Майор Генри Вест
Брендан Глисон Фрэнк
Меган Бёрнс Ханна
Ноа Хантли Марк
Стюарт МакКуорри Сержант Фаррел
Риччи Харнетт Капрал Митчелл
Люк Мэбли Рядовой Клифтон
Лео Билл Рядовой Джонс
Джуниор Ланиян Рядовой Белл
Рэй Пантаки Рядовой Бедфорд
Санджей Рамбарут Рядовой Дэвис
Марвин Кэмпбелл Рядовой Почтальон

Альтернативные концовки[]

Дополнительные материалы DVD включают три альтернативные концовки, каждая из которых заканчивается тем, что Джим либо умирает, либо заражается. Две из них были сняты, а третья, более радикальная, была лишь раскадрована.

Джим умирает в больнице[]

В этой концовке, после того как Джима ранят, Селена и Ханна по-прежнему спешат в заброшенную больницу, но сцена расширена. Селена с помощью Ханны пытается провести спасательные процедуры, но не может оживить Джима. У Селены разбито сердце, и Ханна, расстроенная, обращается к ней за советом. Селена говорит Ханне, что они будут жить дальше; они берут оружие и отходят от безжизненного тела Джима. Селена и Ханна, полностью вооруженные, проходят через двери операционной, которые постепенно перестают качаться.

В комментариях на DVD Бойл и Гарланд объясняют, что это была первоначальная концовка первой части фильма, которая была опробована на предварительных просмотрах. В конечном итоге она была отклонена из-за того, что показалась слишком мрачной; финальный выход из больницы должен был означать выживание Селены и Ханны, тогда как зрителям показалось, что женщины идут на верную смерть. Бойл и Гарланд отдают предпочтение этой альтернативной концовке, называя её «истинной концовкой». Они комментируют, что в этой концовке Джим проходит полный круг, поскольку он начинает и заканчивает историю в постели в заброшенной больнице.

Эта концовка была добавлена в театральный релиз фильма с 25 июля 2003 года, размещена после титров и предваряется словами «что, если...».

Спасатели находят выживших, кроме Джима[]

Этот вариант концовки, отснятый, но полностью не смонтированный, очень напоминает вышедший в итоге на экраны финал фильма. В нём точно так же показаны хлопочущие в доме Селина и Ханна, умершие от голода заражённые на дорогах, самолёт-разведчик и выложенное простынями слово «Hello». Единственное отличие — в сцене отсутствует Джим. Этот вариант концовки должен был дополнить предыдущий, где Джим умирает в больнице, показав, что хотя бы для его спутниц всё закончилось благополучно.

«Радикальная альтернатива»[]

Данная концовка не была снята и представлена на DVD в виде серии иллюстрированных раскадровок с закадровым голосом Бойла и Гарленда. В этой концовке история получила бы радикально иное направление, чем в середине фильма. Когда Фрэнк заражается на военном блокпосте возле Манчестера, солдаты не вступают в историю. Вместо этого Джим, Селена и Ханна каким-то образом сдерживают зараженного Фрэнка, надеясь, что они найдут лекарство от вируса поблизости, как было сказано в радиопередаче. Вскоре они обнаруживают, что блокпост защищал большой медицинский исследовательский комплекс, тот самый, который показан в первой сцене фильма, где был разработан вирус.

Зайдя внутрь, группа с облегчением обнаруживает учёного, забаррикадировавшегося в комнате с едой и водой. Он не открывает дверь, потому что боится, что они заберут его еду, хотя и признает, что «ответ на инфекцию находится здесь». К сожалению, он отказывается от дальнейшей беседы, потому что не хочет эмоционально привязываться к людям, которые скоро умрут. После нескольких часов неудачных попыток взломать дверь или уговорить мужчину выйти, Джим в конце концов подводит Ханну к двери и объясняет ситуацию Фрэнка. Ученый неохотно говорит им, что Фрэнка можно вылечить только полным переливанием крови, и снабжает их необходимым оборудованием. Узнав, что он единственный, кто подходит по группе крови Фрэнку, Джим благородно жертвует собой, чтобы Фрэнк мог выжить вместе со своей дочерью. Как и в начале своего пути, Джим остается один в заброшенном медицинском центре, а Селена, Ханна и Фрэнк переходят в комнату к ученому, когда орда зараженных врывается в комплекс. Пристегнутый к столу, как шимпанзе в начальной сцене, компьютерные мониторы, показывающие смерть и разрушения, оживают вокруг бьющегося в конвульсиях зараженного Джима.

Гарланд и Бойл объясняют, что они придумали эту концовку, чтобы посмотреть, каким будет фильм, если не расширять фокус за пределы основной четверки выживших. В конечном итоге они решили отказаться от этого, потому что идея полной замены крови в качестве лекарства была неправдоподобной, особенно потому, что в фильме уже было установлено, что для заражения человека достаточно одной капли крови. Бойл сказал в комментарии к DVD, что такая концовка «не имела особого смысла», поскольку одна капля крови может заразить человека: «Что бы мы сделали? Слить из него кровь и промыть вены отбеливателем?».

Удаленные сцены[]

В фильме есть шесть удаленных сцен и одна альтернативная сцена, которые доступны на 2-дисковом ограниченном DVD-релизе фильма.

Прогулка по Лондону[]

Дополнительные кадры, на которых Джим идёт по улицам заброшенного Лондона после пробуждения от комы.

Заброшенный поезд[]

Когда Джим, Марк и Селена идут по Доклендской железной дороге по пути к дому Джима, они натыкаются на разбитый больничный поезд и исследуют его. Внутри Джим находит мобильный телефон, но приёма нет, и Марк говорит с ним о том, каково это - знать, что почти все вокруг мертвы.

Бойня на автостраде[]

Во время поездки Джима, Ханны, Фрэнка и Селены из Лондона в Манчестер, незадолго до того, как они въезжают в туннель, проходящий под Темзой, можно увидеть эстакаду с разбитыми и разрушенными автомобилями на ней. Создатели фильма не использовали CGI-эффект, чтобы убрать движущийся транспорт на эстакаде, поэтому на DVD движущийся транспорт на ней есть.

Такси/Швеция[]

Во время поездки в Манчестер Джим, Селена и Ханна по очереди водят такси и изображают разговорчивого таксиста.

Инфицированные в доме[]

В альтернативном варианте смерти рядового Джонса, когда он бежит к дому Уорсли, чтобы спастись из особняка, вместо того, чтобы быть заколотым Джимом, он видит сотни зараженных, бегущих через лужайку особняка к дому. Зараженные врываются в особняк, подавляют и убивают Джонса. Затем Джим пробирается в дом и обходит зараженных, которые отвлекаются на убийство Джонса. Также, когда майор Вест возвращается в особняк вскоре после этого, появляется зараженный Клифтон и нападает на Веста, заставляя его убить Клифтона. Митчелл и пленная Селена тем временем ищут безопасную комнату, чтобы спрятаться, но обнаруживают, что подвал кишит зараженными. Вест закрывает дверь на засов, чтобы не дать зараженным с другой стороны добраться до него, а зараженная женщина подходит к двери и рычит на майора сквозь стекло.

Половицы[]

Пока Джим ищет в доме Уорсли Ханну и Селену, он слышит приближение зараженных Мейлера и Клифтона и избегает их, спрятавшись под половицами.

Пародии/гуфы[]

Благодаря успеху фильма, он породил несколько пародий и был несколько раз переснят.

  • Фильм 2003 года «48 часов спустя» следует тому же основному сюжету, что и «28 дней спустя»: человек пробуждается в мире, охваченном чумой;
  • Малазийский фильм 2005 года «28 часов спустя» переносит основной сюжет фильма «28 дней спустя» в Куала-Лумпур;
  • В конце фильма о зомби «Зомби по имени Шон» 2004 года можно услышать, как телеведущий упоминает, что были сообщения о том, что феномен зомби вызван зараженными яростью обезьянами;
  • Вирус «Потоп» из эпизода «Доктор Кто» «Воды Марса» имеет несколько общих черт с вирусом «Ярость» из фильма «28 дней спустя»: оба они захватывают зараженного носителя за считанные секунды, вызывая у него при этом спазмы. Кроме того, и «Ярость», и «Потоп» заставляют глаза своих хозяев менять цвет, и оба вируса заставляют своих хозяев извергать изо рта жидкость, содержащую вирус;
  • В 10-м эпизоде «Дворняги», в сценах, где героиню Дестини преследуют зомбированные собаки в стиле «Рассвета мертвецов», музыкальное произведение «In a Heartbeat» используется во время сцен как отсылка к «28 дней спустя»;
  • Сегмент Don't Have a Cow, Mankind в хэллоуинском спецвыпуске Симпсонов Treehouse of Horror XX пародирует фильм «28 дней спустя».

Интересные факты[]

  • В радикальной альтернативной концовке было показано, что вирус ярости успел распространиться из Великобритании по всему миру; но после того, как создатели фильма "28 дней спустя" приняли решение о концовках "Кода спасения" и "Джим умирает в больнице", это было изменено, чтобы намекнуть (и подтвердить в "28 недель спустя" и серии комиксов "28 дней спустя"), что Великобритания находится в карантине и что глобальной вспышки не было.
Advertisement